В современных условиях широкое распространение получила концепция бережливого производства (Lean–технологии), которая включает в себя множество инструментов, использование которых приводит к повышению производительности труда за счет сокращения времени, необходимого для получения результата. На сегодняшний день бережливые технологии массово внедряют не только на предприятиях и производствах, но и в системе образования.
Основными целями внедрения концепции бережливых технологий являются следующие показатели:
Если спроецировать данное целеполагание на образовательный процесс, то можно сказать, что бережливые технологии в образовательной организации это такие технологии, которые повышают качество образования, уровень удовлетворенности всех участников образовательных отношений, позволяют эффективно воздействовать на образовательный процесс, выявлять недостатки в системе образования и за короткий срок добиваться эффективных результатов по их устранению.
Использование бережливых технологий в образовательной организации поможет:
Кроме того, бережливые технологии могут стать дополнительным воспитательным средством.
Национальные стандарты РФ бережливое производство
ГОСТ Р 56020-2014 «Бережливое производство. Основные положения и словарь»;
ГОСТ Р 56404-2021 «Бережливое производство. Требования к системам менеджмента»;
ГОСТ Р 56407-2023 «Бережливое производство. Основные инструменты и методы их применения»;
ГОСТ Р 56906-2016 «Бережливое производство. Организация рабочего пространства (5S)»;
ГОСТ Р 56907-2016 «Бережливое производство. Визуализация»;
ГОСТ Р 56908-2016 «Бережливое производство. Стандартизация работы»;
ГОСТ Р 57524-2017 «Бережливое производство. Поток создания ценности»;
ГОСТ Р 56405-2015 «Бережливое производство. Процесс сертификации систем менеджмента. Процедура оценки»;
ГОСТ Р 56406-20221 «Бережливое производство. Аудит. Вопросы для оценки системы менеджмента»;
ГОСТ Р 57523-2017 «Бережливое производство. Руководство по системе подготовки персонала»;
ГОСТ Р 57522-2017 «Бережливое производство. Руководство по интегрированной системе менеджмента качества и бережливого производства»
Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области «О создании производственно-управленческой системы Кузбасса»
Приказ МАОУ «СОШ №112 с углубленным изучением информатики» № 1 от 12.01.2021 «О внедрении системы «бережливое производство»
План мероприятий «дорожная карта» по реализации технологии «бережливое производство» в МАОУ «СОШ №112 с углубленным изучением информатики»
1. Проект «Бережливая школа» как инструмент эффективного и комфортного информационного пространства для всех участников образовательного процесса».
Блок «Оптимизация процесса анкетирования родителей (законных представителей) обучающихся при выборе предметов учебного плана в части, формируемой участниками образовательных отношений»
Цель проекта: оптимизировать работу, связанную со сбором и аналитикой информации от родителей (законных представителей) обучающихся при выборе предметов учебного плана в части, формируемой участниками образовательных отношений, устранить потери во времени и повысить эффективность работы.
Презентация проекта
Отчет о реализации проекта
2. Проект «Бережливая школа» как инструмент эффективного и комфортного информационного пространства для всех участников образовательного процесса».
Блок «Актуализация внутренней системы оценивания результатов обучающихся»
Цель проекта: актуализировать внутреннюю систему оценивания результатов обучающихся, повысить удовлетворенность участников образовательных отношений уровнем качества образования. Минимизировать необъективность в результатах внутренних оценочных процедур.
Презентация проекта
Отчет о реализации проекта