Образование детей с ОВЗ

ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

В настоящее время в отечественном образовательном пространстве в рамках изменяющегося законодательства, вступления в силу закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. осуществляется масштабная реализация инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» гарантирует право на образование для всех обучающихся, включая детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Под обучающимися с ОВЗ понимаются «физические лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст.2, ФЗ «Об образовании в РФ»). Создание специальных условий для обучения детей с ОВЗ подразумевает использование специальных образовательных программ, методов обучения и воспитания, специальных учебных пособий и дидактических материалов.

С 1 сентября 2016 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт (далее-ФГОС) начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Образовательную деятельность обучающихся с ОВЗ определяет адаптированная основная образовательная программа (далее-АООП)

Стандарт разработан на основе Конституции и законодательства РФ с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка и Конвенции ООН о правах инвалидов, региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.

Введение ФГОС НОО ОВЗ связано с необходимостью создания специальных условий для обеспечения равного доступа к образованию всех детей с ОВЗ вне зависимости от тяжести их проблем, в том числе оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучаться в условиях массовой школы.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) – это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, которые подтвердила психологомедико-педагогическая комиссия (далее – ПМПК) и которые препятствуют получению образования без создания специальных условий (ч. 16 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; далее – Федеральный закон № 273-ФЗ). (далее - дети с ОВЗ). Специалисты ПМПК обследуют ребенка в возрасте от 0 до 18 лет и выдают родителю (законному представителю) заключение. Этот документ содержит описание состояния высших психических функций ребенка – речи, мышления, восприятия, воображения, памяти. Заключение включает рекомендации, определяющие образовательную программу, форму обучения и направления работы специалистов сопровождения.

Обучающиеся с ОВЗ – это дети:

  • с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие, кохлеарно имплантированные);
  • нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
  • тяжелыми нарушениями речи;
  • нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • задержкой психического развития;
  • расстройствами аутистического спектра;
  • со сложными дефектами (тяжелыми и множественными нарушениями развития);
  • с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Некоторые дети могут иметь справку об инвалидности и заключение ПМПК – глухие, слепые, дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития и т. д. Статус инвалида гражданам РФ присваивает Бюро медико-социальной экспертизы (п. 1 Правил признания лица инвалидом, утв. постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95).


Как получить заключение ПМПК

ПМПК создана с целью своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее - обследование) и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций.

Обследование на ПМПК проводится по инициативе родителей (законных) представителей или по направлению образовательного учреждения, в случае неуспешности в обучении, проблем в развитии, поведении и т.д.

Обследование детей, консультирование детей и их родителей (законных представителей) специалистами комиссии осуществляются бесплатно.

Для обследования необходимо обратиться в Территориальную ПМПК Новокузнецкого муниципального округа

Адрес: 654034, Кемеровская область, г. Новокузнецк, ул. Шункова, д. 16а

Телефоны: +7 (3843) 36-00-49; +7 (3843) 36-00-50

Перечень представленных документов на ПМПК:

1.Заявление на проведение обследования, заявление родителя (законного представителя) ребенка (заполненное родителями);

2.Согласие на обработку персональных данных родителя (законного представителя).

3.Согласие родителя (законного представителя) на обработку персональных данных ребенка.

4.Документ, удостоверяющий личность сопровождающего лица паспорт родителей и ксерокопия паспорта (законных представителей) ребенка или иной документ, удостоверяющий личность, установленный федеральным законодательством (предъявляются).

5.Копия свидетельства о рождении ребенка и/или паспорта.

6.Направление ОО, ДОУ, УЗ.

7.Психолого-педагогическая характеристика дошкольника/школьника, характеристика учащегося, отражающая данные о продолжительности его обучения в школе, подробный анализ успеваемости и поведения. Мероприятия, проведенные в целях повышения успеваемости учащегося. Характеристика заверенная подписью руководителя учреждения и с указанием даты написания характеристики;

8.Письменные работы учащегося;

9.Коллегиальное заключение психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации:

Заключение учителя-логопеда.

Заключение учителя-дефектолога.

Заключение педагога-психолога.

Творческая работа дошкольника (рисунок, аппликация), письменные работы учащегося по необходимости.

10.Табель успеваемости, заверенный печатью и подписью руководителя ОО.

11.Решение педагогического совета.

12.Подробная выписка педиатра из истории развития ребенка с заключениями:

  • невропатолога с характеристикой неврологического статуса;
  • отоларинголога с характеристикой состояния ЛОР-органов, и органов, принимающих участие в артикуляции речи;
  • офтальмолога с характеристикой зрения ребенка и с развернутым диагнозом (по показаниям);
  • врача-ортопеда (для детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата);
  • врача – хирурга.

13.Заключение врача-психиатра.

14..Амбулаторная карта.

15.Индивидуальная программа реабилитации и абилитации ребенка-инвалида.

16.Справка МСЭ об инвалидности (ксерокопия).

17.Разрешение на проведение комиссионного обследования от органов опеки и попечительства территориальных (муниципальных) органов управления образованием.

18.Справка ВК из лечебно-профилактического учреждения.

19.Заключение ПМПК, выданное ранее (ксерокопия).

20.Постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, содержащее ходатайство о направлении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.

21.Запрос у соответствующих органов и организаций дополнительной информации о ребенке.

В заключении комиссии указываются рекомендации по:

  • определению формы получения образования, вида образовательной программы;
  • определению форм и методов психолого-медико-педагогической помощи;
  • созданию специальных условий для получения образования.

Заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) рекомендательный характер.

Заключение комиссии действительно для представления в образовательные и другие организации в течение календарного года с даты его подписания.

Родители (законные представители) детей имеют право:

  • присутствовать при обследовании детей в комиссии, обсуждении результатов обследования и вынесении комиссией заключения, высказывать свое мнение относительно рекомендаций по организации обучения и воспитания детей;
  • получать консультации специалистов комиссии по вопросам обследования детей в комиссии и оказания им психолого-медико-педагогической помощи, в том числе информацию о своих правах и правах детей;
  • в случае несогласия с заключением территориальной комиссии обжаловать его в центральную комиссию.

Специальные образовательные учреждения

Информационные ресурсы для родителей детей с ОВЗ

Для каждой группы детей нужно использовать определенные ЭОР. Эти сайты могут использовать учителя, учителя – логопеды и родители.

Задержка психического развития (ЗПР)

  1. Сайт центра медицинской профилактики, который рассказывает о ЗПР с точки зрения медицины, также представлены примеры коррекционных занятий и консультации для родителей.
  2. Сайт центра развития и реабилитации ребенка. Сайт содержит материал для логопедической работы с детьми с ЗПР, также представлен материал для консультирования родителей.

  1. Нарушение интеллектуального развития

  1. Сайт национального медицинского центра психологии и неврологии им В.М. Бехтерева. Сайт содержит материал о заболевании, с медицинской точки зрения. Представлен материал для диагностики и коррекции заболевания.
  2. Сайт детского дома интерната для детей с НИР. Сайт содержит материал о том, как строят жизнь дети с данной особенностью, можно прочитать советы по развитию и воспитанию ребенка.
  3. Сайт с методическим материалом, который можно использовать родителям и учителям.

Тяжелые нарушения речи

  1. Сайт психологической помощи семьям, которые воспитывают особого ребенка и не знают, какую тактику выбрать.
  2. Логопедический сайт. На сайте можно найти материал по развитию речи, коррекции поведения.
  3. Наибольшую образовательную ценность представляют бесплатные образовательные платформы для обучения детей с ОВЗ.
  4. Отечественная онлайн платформа для обучения. Эта платформа содержит большее количество материала, чем Яндекс учебник. При этом, разработчики собрали материал по всем основным предметам начальной школы. Особенность данной платформы – анализ успехов и промахов ребенка, что позволяет сократить учителю анализ деятельности, все результаты фиксируются на диаграмме. Для каждого предмета выделены свои задания и раздела, которые дублируют раздела рабочей программы, что является существенным подспорьем для учителя и родителей.
  5. Онлайн платформа интеллектуального развития детей. Платформа содержит материал по предметам: русский язык, математика, окружающий мир, английский язык. Сайт удобен тем, что ребенку задание озвучивает диктор, поэтому ребенок может заниматься самостоятельно. Разнообразные задания и приятный, красочный интерфейс заинтересует ученика, что положительно скажется на его учебной мотивации.
  6. Детский развивающий сайт «Чудо-Юдо». Эта образовательная платформа настоящая сокровищница занятий и упражнений для развития детей. На сейте есть различные рубрики, которые поделены по возрасту и по цели занятий. Например, упражнения по развитию логики. Материал представлен красочно, картинки высокого качества. Задания читает диктор, что позволяет детям заниматься самостоятельно. Интерактивная форма непременно привлечет внимание детей.
  7. Онлайн платформа обучению слогового чтения. Принцип сайта – учить играя. Сайт содержит разделы: чтение на русскому языке, чтение на английском языке, обучение логике. Все задания ярко оформлены, по мере прохождения материала, отрываются все более сложные задания. Задания поделены на два уровня: базовый и повышенной сложности. По мимо помощи детям в обучении, перед каждым заданием даются рекомендации по организации задания для учителя и родителей.
  8. Онлайн платформа детских игр. У сайта удобная навигация. Главная цель сайта – развитие логики и формирование познавательного интереса. Задание читает диктор, что позволит формировать самостоятельность у обучающегося. Материал красочный, соответствует возрастным нормам.
  9. Образовательная платформа «Якласс». Платформа содержит материалы по всем школьным предметам. Для этой платформы есть алгоритм работы: знакомство с теоретической частью темы, а потом решение практических задач. Задачи поделены на уровни по сложности. Задания должен читать взрослый. Интересен сайт тем, что материал подобран таким образом, чтобы способствовать развитию у ребенка саморегуляции и силы волы. Если занятия проводятся дистанционно, учителю на электронную придет отчет о ошибках и успехах.

Сайт использует файлы cookies и сервис сбора технических данных его посетителей.
Продолжая использовать данный ресурс, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.
Закрыть